Пять лет назад актриса «Тамбовтеатра» Ольга Сирото впервые стала лауреатом городского конкурса «Женщина года» в номинации «Женщина и искусство». За прошедшие годы и конкуренток стало на два десятка больше, и номинации поменяли название (в частности, появилась «Культура и духовность»), и драматический театр, от которого выдвигалась актриса, получил весомый статус академического. Да и в творческой жизни Ольгой достигнуто немало новых высот. Помимо создания замечательных образов в спектаклях и выступлений с чтецкими программами, Ольга ярко проявила себя как драматург и режиссер. А главное, увидели свет две ее книги «Импресарио» и «Родом из детства». Все это и еще немало других заслуг в общественной деятельности способствовали тому, что Ольга была выдвинута на городской конкурс «Женщина года — 2018», а затем и победила в номинации «Культура и духовность», который подвел итоги за прошлый год.

       Сегодня Ольга Сирото готовится к новым ролям и пишет продолжение книги «Родом из детства». Если первая книга рассказала о пути в профессию 25 актеров драматического театра, то героями второй книги станут актеры Театра кукол. Среди более двух десятков исповедальных историй нет рассказа о жизненном пути самой Ольги. Она посчитала, что ей еще рано писать мемуары, да и не так много, по ее меркам, сделано. Я позволю себе с этим не согласиться.

       Ольга Сирото невероятно талантливый и деятельный человек. Она жаждет жить, познавать и делиться своими достижениями с людьми. Отсюда и проба себя в разных ипостасях. Важно, что она не просто мечтает, а достигает поставленной цели.

Родом из детства

Первыми позывными того, что в обычной тамбовской семье Сергуниных родился творческий человек, стала тяга дочери Оли к актерству. Гуляя с мамой по Ахлебиновской роще, девочка не пропускала ни одного пенька. Взобравшись на очередную импровизированную площадку, маленькая Оля декламировала какой-нибудь стишок маме. Когда пеньки заканчивались, девочка шла на второй, а затем и на третий круг.

«Еще одним моим детским увлечением стал балет, — вспоминает Ольга. — Я даже запретила подругам играть в «дочки-матери», мы играли только в балет. Все это, возможно, и формировало мою детскую тягу к искусству. Балериной я так и не стала. Но позже, когда получила роль Агафьи Тихоновны в «Женитьбе», по требованию режиссера мне пришлось-таки встать на пуанты. Хотя для нетренированного человека это оказалось не только сложно, но и больно».

       В детстве проявились и режиссерские задатки Оли. На книжной полке томам Ленина, которые собирал ее дедушка-военный, пришлось потесниться, предоставляя место для импровизированной театральной сцены, где Оля, используя кукол как актеров, разыгрывала различные спектакли. Поэтому, когда вместе с одноклассниками она впервые попала в театр, да еще на сказку «Золушка», она жаждала чуда. Но вместо этого получила горькое разочарование. Лошадей изображали тети в трико, тыквы-кареты вообще не было, персонажи говорили , что она где-то за кулисами. А волшебное превращение старого платья Золушки в бальное оказалось будничным снятием нового платья с вешалки.

Казалось, это должно было разочаровать девочку навсегда. Но театральное чудо все-таки случилось. Прошло несколько лет и класс вновь повели в театр на пьесу «Лев Гурыч Синичкин». В тот день в спектакле главную роль играл Клим Фурман. Оля тут же влюбилась в талантливого, импозантного, красивого актера. Чтобы быть к нему ближе, девочка перебралась на первый ряд и не сводила с артиста глаз.

«После спектакля, — рассказывает Ольга, — когда все актеры вышли на поклон, Фурман вдруг сошел прямо со сцены ко мне и громко и выразительно произнес: «Шар-р-рман!» И все во мне просто в одночасье перевернулось. Я всерьез и хронически «заболела» театром. Моя дальнейшая судьба была практически решена».

       После окончания школы, Ольга оказалась на курсе профессора Валентины Сазоновой актерского отделения в ТГУ. Валентину Александровну впечатлили записи абитуриентки. Ольга тщательно законспектировала восемь томов Станиславского. Многое из записанного девушка не поняла, но Сазонова пообещала в процессе учебы все разъяснить.

       Однажды в студенческие будни Ольги ворвалось судьбоносное событие. На тот момент новый режиссер Тамбовского театра Станислав Таюшев отсматривал актрис на роль Золушки. Так в своих поисках он и попал на капустник второго курса Сазоновой. Ольга приглянулась ему сразу и он предложил ей роль. Девушка не только сыграла Золушку, но и в 2000 году была зачислена в штат театра.

«Потом я познакомилась с коллегами, — говорит Ольга, — со многими настоящими мастерами. Сильно робела, но находила в себе силы, чтобы подойти к ним за советом. Я много и честно училась и работала. Очень скоро поняла, что театр — это не только праздник. Это тяжелый труд».

       Творческий багаж молодой актрисы стал пополняться не только сказочными персонажами, но и ролями из классической и современной драматургии. В начале нулевых случилось и еще одно большое событие в жизни Ольги. Фамилию Сергунина она сменила на Сирото.

       Со своим мужем скрипачом Петром Сирото она познакомилась тоже в театре. В тот вечер Ольга на сцене исполняла стихи Цветаевой. И когда девушка зашла после выступления за кулисы, то музыкант, который в тот же вечер репетировал в театре, встретил ее аплодисментами. По признанию актрисы, это оказалась любовь с первого взгляда. А затем были свидания, свадьба, рождение дочки. «Она выросла в гримерке. Получилась дочь полка. Когда подросла, стала даже играть детские роли на сцене. С мужем мы развелись. Но это уже совсем отдельная тема. Сегодня я много и увлеченно работаю, много играю. Все у меня хорошо, а иногда и просто замечательно», — утверждает Ольга.

       Может и не всегда все в жизни у Ольги Сирото так радужно. Но эта с виду хрупкая и ранимая молодая женщина на самом деле сильный и умеющий собрать себя в кулак, неунывающий человек. А главное — творческий. Не терпит ни минуты простоя. Нет ролей — ставит со своей лучшей подругой, замечательной актрисой Еленой Ильиной программы (их в активе уже с десяток), по стихам Юлии Друниной, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой, Гарсиа Лорки и так далее. Эти выступления очень востребованы на Тамбовщине. Актрис ценят как за талант, так и за отзывчивость. Они не отказываются выступать ни перед школьниками, ни перед пенсионерами. Их чтецкие спектакли, а иначе и не назовешь, звучат на самых различных площадках. Меня до сих пор потрясает программа по военным стихам Друниной. Я ее слышала много раз и в разные годы.

И на большой сцене у Ольги есть роли, потрясшие публику. За 19 лет актриса сыграла (от главных до эпизодических) около 40 ролей. Хотя для такой неуемной натуры как Сирото, этого мало. В ее жизни случились настоящие творческие подарки: Антигона из одноименной пьесы АнуяАгафья Тихоновна из «Женитьбы» Н.В. ГоголяЛора из «Стеклянного зверинца» Уильямса и Нина Заречная из «Чайки» А.П. Чехова. Этапные, мощные роли, которые раскрыли недюжинный талант актрисы. Конечно, жаль, что такие роли случаются не часто. Но пока Ольга в их ожидании, она не сидит на месте. Пишет детские пьесы и ставит их как режиссер.

Магия Шекспира

       Встать на писательскую стезю Ольгу подвигла любовь и преклонение перед гением Шекспира. Свою пьесу «Зимняя сказка, или Рождество по-королевски» она написала (а затем и поставила на сцене ТДТ) по мотивам «Зимней сказки» У. Шекспира.

В детстве было увлечение его пьесами и сонетами. Затем ряд знаковых случайностей. К примеру, порог Тамбовского театра Ольга переступила в день рождения Шекспира 23 апреля 2000 года. В театре вовсю кипел ремонт. И режиссер Таюшев, пригласивший на собеседование актрису, пошел включать свет. Ольга не устояла на месте и попыталась в темноте следом найти дорогу, но запуталась в декорациях, как потом оказалось к спектаклю «Двенадцатая ночь» по Шекспиру.

       Ролей в шекспировских пьесах тогда у Сирото не было. Но был проект «Симфоническая Шекспириана» вместе с Тамбовским симфоническим оркестром. «Этот проект разработан с главным дирижером Романом Петровым. Я долго его убеждала: мол, у Шекспира столько произведений получили свое музыкальное воплощение. Это симфоническая музыка Прокофьева, Чайковского, Шостаковича. И действительно, поэтическое слово так прекрасно легло на эти великие произведения».

Изучая творчество Шекспира, знакомясь с исследованиями литературоведов, которые до сих пор «скрещивают шпаги» по поводу личности и происхождения гения, Ольга все больше и больше склонялась к версии, что за именем Шекспира из Стратфорда-на-Эйвоне скрывался иной человек. Не мог актер Шекспир, занимавшийся судебными тяжбами с соседями, приобретавший новые участки и прочее, в это же время писать гениальные пьесы «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло», «Макбет».

«Это мое представление, мое понимание, основанное на конкретных научных данных, которые я искала и выверяла», — утверждает Ольга. Осваивая все глубже английскую историю и литературу, Сирото тем самым приближалась к решению написать свою книгу о Шекспире. Как признается актриса, этапными на пути к этому стали два события: театральный фестиваль в Авиньоне и книга шекспироведа И. Гилилова. Первый раз с книгой Ольга познакомилась в 11-м классе, но тогда подробно в нее не вчиталась. Об исследовании Ильи Гилилова много лет спустя напомнила статья в журнале. Ученый разработал версию, что под маской драматурга Шекспира скрывался Роджер Мэннерс, пятый граф Ратленда.

       К этому времени Ольга Сирото с Еленой Ильиной побывали уже на фестивале во Франции. Случиться этому помог Ролан Боннин. Французский актер обучался режиссуре у Анатолия Праудина, сына Аркадия Каца, который поставил в Тамбове несколько спектаклей, в частности «Чайку». Ролан узнав, что девушки хотели бы побывать на театральном фестивале, помог им с билетами и разработал маршрут.

«Мы смотрели Шекспира в исполнении зарубежных театров. Смотреть Шекспира на итальянском, французском и английском — это большая удача. Фестиваль обогатил душу. Это был и театральный, и человеческий опыт, потому, что мы увидели стиль работы театров мира», — отметила Ольга. А позже Сирото с дочкой еще и совершила большое путешествие по северным странам. Почва была окончательно подготовлена. Ольга приступила к написанию книги.

Книги и презентации

       Рукопись «Импресарио» увидела свет в 2017 году. Да, тираж крошечный, сто экземпляров. Автор не располагал большими средствами. Но все, кто берут эту повесть в руки, читают ее взахлеб. В этом на презентации призналась и директор Дома творческих работников Ирина Блохина: «Я историк. И описанный период мне не чужд. Книгу Ольги отличает точность, основательная, без вранья и придумок историческая основа, персонажи, названия, даты, события в жизни героев. Но историческая правда здесь приправлена живой фантазией. Она дополняет картину. И от книги невозможно оторваться».

     Следом за «Импресарио» увидела свет и книга Ольги Сирото «Родом из детства». Две такие разные книги. И обе несомненные удачи. Так что, можно сказать, что Ольга состоялась и как писатель.

Матюшина Маргарита