Заслуженная артиста России Светлана Томилина в театральном мире свыше полувека. И уже более четырех десятилетий, являясь ведущей актрисой репертуара, выходит на сцену Тамбовского драматического театра и любима зрителями всех возрастов. Сегодня тамбовская публика не может представить свой театр без Светланы Яковлевны. Найдя в программке фамилию Томилиной, она уверена, что какой бы ни была роль, главной или эпизодической, — актриса сыграет ярко, сочно, ее образ запомнится надолго.

Вот почему городские театралы с большим стажем так хорошо помнят не только последние работы Светланы Томилиной, но и те, что сыграны несколько десятилетий назад. Это тоскующая по простому человеческому счастью Агафья Тихоновна из гоголевской «Женитьбы», искрометная Илонка из водевиля Митровича «Ограбление в полночь», лукавая, хитроумная Мирандолина в «Хозяйке гостиницы» Гольдони, суровая, принципиальная трактористка Харисова в спектакле «Тринадцатый председатель» Абдуллина, добропорядочная Ирина Марковна из поляковского «Хомо эректуса» и разбитная Кубыркина из спектакля по Соллогубу «Беда от нежного сердца».

       Став с годами опытным и ведущим мастером сцены, Светлана Томилина все так же продолжает радовать своих поклонников, да и всех зрителей, созданием самых разнообразных ролей. Недаром режиссеры любят ее как актрису широкого диапазона, острого рисунка, неожиданного и смелого выбора выразительных средств, умеющую открывать в привычном необыкновенное.

       Для всех зрителей и для меня лично, к примеру, примечательной стала работа Томилиной в спектакле «Странная миссис Сэвидж» по пьесе Джорджа Патрика. После премьерного показа два года назад постановка прочно вошла в репертуар Тамбовского театра. В нем Светлана Яковлевна — настоящая бенефициантка. Она настолько умно и иронично окрашивает роль эксцентричными красками, что ее тонкая ирония и едкий сарказм сразу же завоевывают симпатии зрителя. Миссис Сэвидж Томилиной управляет природный артистизм. В ее желании преподать урок и наказать неправедно ведущих себя детей кроется весьма оригинально-милый авантюризм, который вызывает симпатию и у окружающих персонажей, а вместе с ними и у зрителей.

       А еще одним приятным удивлением для меня стало недавнее появление Светланы Яковлевны на страницах замечательной книги «Родом из детства» актрисы и писательницы Ольги Сирото. Ее пронзительные, образные воспоминания о начале пути в искусство очень трогают душу.

Родом из детства

Светлана Яковлевна родилась в победном 45-м в простой рабочей семье. По воспоминаниям актрисы, в маленьком городке Лисичанске Луганской области своим укладом жизни больше похожим на деревню, чем на город, люди жили очень чистые и работящие. Они трудились и под землей, в шахтах, и на земле как крестьяне.

«Вот эта чистота, идущая от природы человеческой, и вошла в мою актерскую природу, стала ее сутью, — утверждает Светлана Томилина. — Да, все началось именно с простых деревенских посиделок рядом с людьми, которые необыкновенно тонко чувствовали эту жизнь и говорили на настоящем русском языке, так богатом интонациями и смыслами. Они никогда не видели театра, но, как ни странно, благодаря им, я сформировалась как актриса.

Он меня и научил этому чувству слова. Ведь слово — главное воздействие на зрителя. Оно должно быть очень гибким, живым, идти от души. И я всегда говорю это всем молодым актерам: слово, сказанное со сцены, должно быть животворящим».

Ни одна свадьба, ни одно торжество не обходились без деда Вани. Везде он был заводилой и всегда в центре внимания. И песни пел, и танцевал, и байки травил. Артистизмом обладал невероятным. За это его все обожали. Светлане, впитывающей все, как губка, хотелось походить на него. Поэтому с ранних лет уже мечтала стать артисткой. Только не могла выбрать: то ей хотелось стать певицей, то танцовщицей, то играть на сцене. Пойдя в школу, девочка сразу же записалась во все, какие можно было, кружки. Но, помимо хореографии и театра, ее интересовали акробатика и гимнастика, волейбол и баскетбол. И везде успевала. А в театральном кружке настолько была хороша, что руководитель настоятельно рекомендовал ей поступать в театральный вуз.

Вот только родители не считали театр серьезным выбором для профессии. Они пытались всячески «выбить» эту мысль из головы дочери. И она сдалась. Ей всегда хорошо давался английский язык. Поэтому, когда подруга позвала ее поехать с ней поступать на иняз в Пятигорск, согласилась. Подруга поступила, а Светлане предложили быть поначалу вольным слушателем. Но это означало, что не будет ни стипендии, ни общежития. Семья же, где воспитывались еще сестра и два брата Светланы, не смогла бы содержать ее. И девушке пришлось вернуться домой и поступить работать на завод, где производили соду.

Буду артисткой

Монотонная расфасовка соды по коробочкам и подшучивание соседок работниц: попала сюда, теперь не выберешься, — лишь раззадоривали Светлану. Она упорно себе внушала: я стану артисткой. На следующий год девушка поехала в Харьков. Подав заявление в театральный институт, тут же испугалась. Конкурс — 96 человек на место! А вокруг девчонки все сплошь статные красавицы. Куда ей тягаться с ними. Но Светлане удалось с большим успехом пройти все три тура.

Получив поздравления от экзаменационной комиссии и букет цветов как лучшей абитуриентке, Светлана расплакалась. То, что она поступила в институт, осознала только через несколько часов. С трудом верилось в осуществление мечты даже тогда, когда посылала телеграмму маме.

А затем были чудесные студенческие годы, полные успехов в учебе и личной жизни. В институте Светлана встретила своего первого мужа — Павла Соколова. Светлана была на курс старше, поэтому окончила обучение раньше. «Помню, когда я сдала последний экзамен в институте, то, выйдя из аудитории, опустилась на колени у стены и подумала: «Боже, какое счастье! Я больше никогда не буду сдавать экзамены!» Но я глубоко тогда заблуждалась. Потому что каждая роль на сцене — это экзамен на твое актерское «я», на умение что-то делать в искусстве, проверка твоих профессиональных возможностей. Если ты хотя бы одной ролью разочаруешь зрителя, то вернуть его доверие, внимание и любовь будет, ой, как нелегко», — убеждена актриса.

После распределения Светлана Соколова одна уехала в Белгород, где дебютировала в роли Нины в лермонтовском «Маскараде». Супругу же надо было отучиться в институте еще курс. На следующий год, увидев замечательную работу Павла в дипломном спектакле, известный ленинградский режиссер Игорь Владимиров пригласил Соколова в свой театр. Павел не мог отказаться от такого лестного предложения. К сожалению, места в театре для Светланы не нашлось. Так Соколовы и жили поначалу порознь. Некоторое время спустя, Павел решился бросить Северную столицу и приехал в Белгород. Но провинциальная режиссура показалась ему малоинтересной, и Павел настоял на переходе в другой театр.

«Он был очень нестандартным актером. Чем-то похожим на Смоктуновского, — рассказывает Светлана Яковлевна. — Актер — ведь это очень сложная профессия, которая требует особых внутренних данных. Бывает, некрасивый актер, а так преображается на сцене, что в него влюбляется весь зрительный зал. Все потому, что он необыкновенно богат внутренне, и под властью его обаяния, как под гипнозом, оказываются все зрители. Таким был мой муж Павел Соколов».

Тамбовский дом

Началось десятилетнее путешествие Соколовых. Они поменяли десять театров, пока не оказались в Тамбове. Тут Светлана и нашла свой дом. Правда, жизнь с Павлом здесь не удалась. «Павел искал талантливую режиссуру. После Ленинграда ему все казалось неинтересным. Да и потом мы поняли, что во всех городах одно и то же, актер очень зависим от режиссеров. Поэтому каждый, кто хочет стать артистом, должен над этим, прежде всего, и задуматься», -советует Светлана Яковлевна.

После развода с Павлом, как смеется актриса, она от злости отказалась от прекрасной фамилии Соколова. А выйдя снова замуж, взяла фамилию второго мужа — Томилина. И эту фамилию после нового развода уже не стала менять. Второй муж не имел к театру никакого отношения. Но вот так случайно распорядилась судьба, что в Тамбовском театре появились однофамильцы.

«С народным артистом России Юрием Томилиным мы были заняты вместе во многих постановках, — говорит Светлана Яковлевна. — Он прекрасный партнер по сцене и очень хороший человек. С ним всегда интересно играть в одном спектакле. Как, например, в спектакле «Семейный портрет с посторонним», который в репертуаре нашего театра двадцать лет».

Кстати, по словам режиссера Никиты Ширяева, томилинская Бабка в этой постановке — «самая лучшая в России». А еще актеры работали вместе в спектаклях «Адриенна Лекуврер», «Божьи одуванчики» и других. В 1980-е годы в «Женитьбе» Светлане Томилиной приходилось выходить на сцену не только с Юрием Томилиным, но и с гастролировавшими в Тамбове Леонидом Броневым и Львом Дуровым. Томилиной, по ее признанию, в ту пору было лестно услышать от замкнутого и скупого на слова Броневого похвалу в свой адрес: что Агафью Тихоновну она играет лучше, чем артистка в его московском театре. Запомнилась актрисе и работа с Василием Лановым в «Тринадцатом председателе», где Томилина играла главную роль.

Светлана Яковлевна ладит и с театральной молодежью. Она всегда старается их подбодрить. Ведь актерская профессия нелегка. В зрительный зал приходят очень разные по характеру, воспитанию и возрасту люди. И восприятие жизни у всех разное. Да и настроение в связи с прожитым днем далеко не одинаковое. Светлана Томилина считает: «Чтобы в ответ почувствовать интерес к своей роли, отклик на трактовку своего образа, необходимо в зал послать такой заряд энергии, чтобы полностью овладеть вниманием публики. Заставить смеяться или плакать, или просто слушать и понимать, — это самое непростое в актерской работе».

А чтобы восстановить свои силы после выхода на сцену, Светлане Томилиной необходимо общение с природой и книгами. Актриса очень сожалеет, что у нее нет детей, и пытается найти и понять смысл жизни в философских учениях, книгах по психологии. Тепло и благодарность зрителей также подпитывают ее энергию: «Когда в финале спектакля слышишь аплодисменты, когда понимаешь, что зрителю с тобой хорошо, это и придает силы. Если актер чувствует, что он достучался до сердец, это и есть то, ради чего он работает».

Фото предоставлены Тамбовским драматическим театром

Матюшина Маргарита