Замечательная актриса Тамбовского драмтеатра в 2021 году отмечает свой юбилей. Всем тамбовчанам, изнывающим сегодня от капризов погоды в городе, всем, кто «завис» на дачных грядках и спасается таким нехитрым способом от гиподинамической хандры и цен на продукты, всем принимающим корвалол после просмотра новостей в интернете, короче, всей миролюбивой общественности и всем людям доброй воли… Сообщаем, что есть ещё, к счастью, в нашем мире место, такому, на первый взгляд скромному, но вполне себе достойному событию: 5 июля отмечает свой пока небольшой, но уже вполне себе красивый юбилей, замечательная актриса Тамбовского государственного драматического театра Наталия Сазонова. Поднять занавес! 

Просим встречать аплодисментами: Я счастлива только своей работой 

— Наташа, откуда такое отношение к Антон Палычу? Чем он тебе так «насолил»? 

— Чехов просто замечательный писатель и гениальный драматург. Играть в его пьесах большая честь для любой актрисы, но… Посмотри, как он относится к женщинам — он их просто терпеть не может! Они у него либо дуры, либо ханжи, плохие матери, и грешницы. Например, кокаин нюхают… Совсем не тургеневские чистые и светлые дамы. Ну, нельзя же всех «под одну гребёнку». 

— А ты сама вся такая светлая и безгрешная? 

— Совсем нет. Всякое в жизни бывало. Я не о наркотиках, я о личной жизни. А теперь вот нет ни семьи, ни детей… Сегодня я счастлива только своей работой в театре, ролями, друзьями, поездками на море, другими радостями. А за стенами театра я, признаюсь, не очень-то счастлива. Одиночество… Прихожу домой, а там только две кошки и моя спаниэлька Саманта… Но она, правда, чудесная псина! Как она меня встречает! Носится, как угорелая, от радости, тапки мне тащит! По Набережной с ней гулять — просто беда. Она целый час может плавать, за утками гоняться. А одну из своих кошек я на улице подобрала совсем маленькой. Долго её от разных болячек лечила… 

— Откровенно. У тебя совсем нет запретных тем? 

— Тем нет. Есть запретные поступки. Например, я категорически против «обнажёнки» на сцене. Должны быть в нашей профессии определённые табу, какие-то этические и эстетические правила. Уверена в этом. Я за красивый эротизм, но без пошлости. 

— Твои коллеги утверждают, что ты необыкновенно добрый, весёлый и позитивный человек. А ещё ты умеешь по-настоящему дружить. 

— Я стараюсь. Но, вообще, это не мне, а им судить. 

Елена Трофимова, подруга: 

— Наташа? Она замечательная! Незаменима в компании, может подурачиться, пошалить, но очень адекватная. А если что — всегда подставит плечо, выручит, придёт на помощь. Помню, у меня как-то ноги разболелись, так она меня буквально на себе таскала, примочки ставила, в магазин бегала. Редкий человек. А ещё она прекрасно готовит. 

«Театр — это мой храм»

— Наташа, а что для тебя значит театр? 

— Это просто мой дом. Или даже храм. И работа здесь не банальный труд, а настоящее служение искусству. Поверь, это не «высокие слова», это на самом деле так. Не представляю для себя другой жизни. Мне нравится эта атмосфера, нравится выходить на сцену, получать адреналин из зрительного зала. Я ведь с раннего детства мечтала быть только актрисой. Родилась в Ельце, а училась уже в Тамбове, в бывшем нашем филиале Московского института культуры. И с 1990 года служу в Тамбовском драматическом театре. 

— У тебя есть любимые и нелюбимые роли? А если роль не нравится, но тебя именно на неё «поставили» — как быть? Идти разбираться с режиссёром? 

— Театр не место для капризов: нравится-не нравится. Здесь очень важна дисциплина, профессионализм, доверие к режиссёру и партнёрам. Если роль сложная и непонятная, значит, нужно больше над ней работать, искать себя в ней. Бывает тяжело, иногда, признаюсь, даже плачу. Но, работаю. А особо любимых ролей у меня нет. Есть любимые спектакли, например, «Скамейка» или «Свободная пара». И тот и другой об отношениях между мужчиной и женщиной, о любви и изменах. Очень сильный материал. А ругаться с режиссёром… Это совсем не моё. Я человек не конфликтный. Спорить, предлагать своё виденье роли — это да. Но, не ругаться. Нужно уметь переступить через себя и идти дальше. 

— И как ты работаешь над сложными ролями? 

— Стараюсь полностью погрузиться в тему, много читаю о том, что к ней относится, думаю, размышляю, прислушиваюсь к советам режиссёра, коллег. Бывает, что не всё сразу получается. Но, не бывает успеха без поражений, через это нужно пройти, доказать себе и окружающим, что действительно состоятельна в профессии. А, вообще, каждая новая роль — это начинать всё с начала, как в первый раз. У меня до сих пор иногда коленки дрожат перед выходом на сцену. Правда! 

— В чём залог успеха в актёрской профессии и в чём залог хорошего спектакля? 

— Семьдесят  процентов успеха в профессии это работа и только тридцать  это талант и вдохновение. А чтобы состоялся настоящий спектакль, нужны четыре главные вещи: хорошая пьеса, хороший режиссёр, хорошие актёры и хорошие партнёрские отношения в работе. Всё должно быть взаимосвязано и органично. Я, вообще, за гармонию в жизни и на сцене. 

Умение «держать зал»

Сергей Левандовский, Председатель Тамбовского отделения Союза театральных деятелей России:

— О Наташе могу сказать только хорошее. Замечательная актриса! Порой вспыльчивая, но отходчивая, может иногда устроить «тарарам», но её всё равно все любят. А как она умеет «держать зал»! В некоторых наших спектаклях играют всего два актёра — Наташа и её партнёр. И так весь спектакль, но смотрится он на одном дыхании — оторваться нельзя. Это большое настоящее мастерство.

— Внешние данные важны для актёра? В чём секрет красоты и как её поддерживать? 

— Думаю, что важны. А поддерживать себя в тонусе… Ну, нас просто профессия это делать обязывает. Нужно постоянно собой заниматься, поддерживать свой внешний и, главное, внутренний вид, гнать от себя всякий негатив, общаться только с хорошими людьми, любоваться закатами… Красота — это не только внешние данные, она и изнутри идёт. 

И смех и грех

— А забавные случаи у тебя во время спектакля бывали? 

— Ох… Сколько угодно! Однажды, например, играем мы спектакль по Островскому и уже к концу на сцену должен выйти Дмитрий Иванович Дульский — старый слуга по пьесе. А его всё нет и нет. Что делать? Тянем паузу. Его всё нет. Комкаем и сокращаем сцену. Кое-как без Дульского, с грехом пополам, но доиграли. Выходим за кулисы, а навстречу идёт наш Дмитрий Иванович. Уже в пальто одетый! Как так?! «А вы что ребята, — говорит. — Ещё играете? А я вот уже переоделся и домой иду, устал что-то». Ну, что с пожилого, но талантливого человека взять? 

— Какое настроение сегодня в преддверии юбилея, что на душе? 

— В целом-то настроение хорошее, но порой и грустно-тоскливо бывает… Может так и положено перед юбилеем? Но, всё равно, в своё будущее смотрю только с надеждой и оптимизмом! 

Беседовал Альберт Зверев

Фото из архива Наталии Сазоновой