Заметки

Актер драмы своего зрителя видит. А иной раз по ходу спектакля даже может к нему и обратиться. С артистами-кукольниками все несколько иначе. Да, они иногда играют в «живом плане». Но при этом у них во время спектакля в руках кукла и все внимание ей. Отвлечешься — кукла заревнует и взбрыкнет, сделает что-то не так. А уж когда актер играет за ширмой, то она и вовсе отделяет его от зрителя. И тут главное, как говорит актриса Тамбовского театра кукол заслуженная артистка России Наталья Ряснянская, чувствовать дыхание зала. 

       Когда зритель весь в действии спектакля, в зале наступает особая тишина сопереживания. Впрочем, и тут в Театре кукол есть свои особенности. Если в зале совсем маленькие зрители, то их непосредственность всегда надо учитывать. Малыши могут и заговорить с героями спектакля, и начать проситься на сцену. Кто-то неожиданно вдруг разревется, другой — расхохочется. С дошколятами ни один зал не похож на другой. Во время кукольного спектакля для взрослых — другое дело. Захватывающее действо сплачивает публику, и она, как единый человек, трепетно внимает происходящему. Как и малыши, их родители зачастую забывают, что перед ними куклы.

         Сегодняшний репертуар Тамбовского театра кукол активно пополняется спектаклями для взрослых. И интерес публики к ним растет. Премьера «Барин, Полина и Петух» по инсценировке рассказов Н.С. Лескова Виктором Ольшанским — хорошийпример. Одна из успешных составляющих спектакля — образ Бригадирши в исполнении Натальи Ряснянской. Пожалуй, такой мощной, и в прямом, и в переносном смысле слова, роли у актрисы не было. Огромная кукла-Бригадирша доминирует на сцене (актрисе даже приходится ее водить с партнером). Но Ряснянской при этом надо еще и играть. А роль-то непростая, неоднозначная. Бригадирша и любящая мать, и помещица-командирша, а иной раз в ней просыпается и крепостница. И все это Наталье Ряснянской удается воплотить на сцене. Поэтому с полным правом можно сказать, что Бригадирша — весьма удачное пополнение творческого багажа актрисы.

       А за 40 лет работы в театре он у нее впечатляющий. Число ролей давно перевалило за сотню, а количество спектаклей за полторы тысячи. В Тамбовский театр кукол Наталья попала в 1979 году 25-летней девушкой с небольшим опытом работы с куклами. За четыре десятилетия Наталья Ряснянская стала мастером-виртуозом, которому подвластны любые роли. В отличие от актрис драмы, женщины-кукольники и в зрелом возрасте могут играть девчонок и мальчишек, принцесс и героев, а еще всевозможных животных и сказочных персонажей. Палитра ролей — богатейшая. Вот и у Натальи Алексеевны подобных ролей немало. Только за последние годы сыграла Ведьму в сказке «Карлик Нос», Медвежонка и Дельфина в спектакле «Мама для мамонтенка», Петуха в «Тамбовских сказах», Зайца в «Коте в сапогах»…

Образы Змеи в «Зове предков» и Бригадирши в спектакле «Барин, Полина и Петух» — новые пополнения двух последних лет. А сколько еще, как говорят, в руках ролей из огромного репертуара Театра кукол. Это, пожалуй, единственный театр на Тамбовщине, который продолжает показывать зрителям постановки двадцатилетней, а то и тридцатилетней давности. И они новыми поколениями малышей принимаются на «ура». Впрочем, как признаются актеры, они и сами от них не устают.

       «У нас есть спектакли, — рассказывает Наталья Ряснянская, — которые мы играем очень много лет. Но они всегда разные. Например, «Три поросенка». Мы, актеры, выходим на сцену в живом плане. Все четверо бегаем и буквально «купаемся» в стихии спектакля. И таких постановок очень много. Когда все отточено, получаешь настоящее удовлетворение от игры. Всегда возникает что-то новое на сцене, что-то придумывается, что-то обновляется во взаимоотношениях с партнерами. Одинаковых спектаклей не бывает».

      «Веселая грустная сказка» игралась на сцене сотни раз за более чем десяток лет и в ней на сцену неизменно выходила Наталья Ряснянская. 

       «В этом спектакле, где она играла сразу несколько ролей, раскрылось профессиональное мастерство актрисы, — вспоминает начальник отдела по маркетингу и работы со зрителем Тамара Суровикина. — Наталья Алексеевна — актриса колоритная, сочная. Она даже мужские роли играет, это ее конек. Играет за ширмой и в живом плане, в капустниках. Ряснянская — по-хорошему беспокойный человек. Ей все интересно, все надо знать, она всегда в движении, эмоциях».

       Таким и должен быть истинный кукольник. Ведь спектакли в Театре кукол игровые, по большей части яркие, задорные. Актеры в красочных костюмах, веселя публику, поют, танцуют, дурачатся. Зрители приходят и уходят, сменяются поколения малышей. А актеры в сказке все так же выходят на сцену и начинают сначала. Ведут себя так, как будто они впервые в этом спектакле, и им от этого интересно и весело.

       Задорная и деятельная Наташа Ряснянская, с ранних лет чувствуя тягу к лицедейству, поначалу мечтала стать драматической актрисой. Она даже в 15 лет поехала поступать в Саратовское театральное училище на отделение актера театра драмы. Но там брали с 16-ти лет, и девочке пришлось вернуться. После окончания школы Наташа решила учиться в Тамбовском культпросветучилище. А получив диплом, продолжила обучение в Тамбовском институте культуры. Но вскоре, перейдя на заочное отделение, уехала работать в Дом культуры села Столовое, где возглавила только что открывшийся кукольный кружок. Чтобы как можно лучше освоить новое для нее дело, Ряснянская стала ездить на семинары режиссера Тамбовского театра кукол Андрея Трапани.

       Когда в Театре кукол, говоря современным языком, объявили кастинг актеров, Наталья решила принять участие в конкурсе. И двадцатилетнюю веселую, пластичную, темноглазую девушку приняли в труппу. Практически сразу ввели в спектакль «Звездные мастера», а в новогодние праздники даже доверили роль Снегурочки.

       «А так как я жгучая брюнетка, на меня надевали то желтые, то белые парики, — вспоминает Ряснянская. — Все хохотали: черные брови, черные глаза и белый парик. Но все-таки первый год я отработала. А на следующий год сказали: хватит, и поставили на Бабу-Ягу. Практически, каждый год у елки я Баба-Яга без грима».

Сказочную старуху актриса играет с блеском. Это отметили и сорок лет назад. Правда, еще три-четыре года в начале актерской карьеры Ряснянская играла героинь, но затем ей все чаще и чаще стали поручать характерные роли. Помимо принцесс и девочек в репертуаре актрисы появилась, к примеру, Бегемотиха в спектакле «Слоненок» по Киплингу, Иван в «Иване — крестьянском сыне» и Мальчиш-Кибальчиш. У актрисы специфический тембр голоса, позволяющий ей легко воспроизводить подростковые интонации.

       В начале актерской деятельности кукловод всегда сталкивается с очень большой трудностью. Хотя постановки в Театре кукол, в силу малого возраста зрителей, чаще всего длятся в пределах часа, актер, особенно если в спектакле задействована ширма, находится долгое время с поднятой над собой куклой. И к тому же не стоит на месте, а играет, двигается. Руки неимоверно устают. 

«Когда я пришла в театр, мне советовали сначала натренировать руку, — рассказывает Ряснянская. — Давали утюг, а раньше они были тяжеленные, поднимали руку, закрепляли ее на одном уровне и так заставляли ходить сорок минут. Я тренировалась даже дома. Например, спектакль «Иван — крестьянский сын» идет 50 минут. И весь спектакль я на сцене, играю Ваньку и не могу опустить руку. Но кукла не утюг, ее надо не только держать, ею надо еще работать. Конечно, это нелегко».

       Бесспорно, дело непростое. Но тренировки и постоянная работа на сцене, а со временем актерский опыт делал свое дело. Наталья научилась и уровень держать, и быстро манипулировать не только одной, а сразу несколькими куклами, если играла не одну роль. Такое в Театре кукол встречается нередко.

       В спектакле «Гадкий Утенок» Ряснянская исполняет четыре разные по характеру роли — ТетюЧерную курицу, Утку и Индоутку. В спектакле «Веселая грустная сказка» раскрылось профессиональное мастерство актрисы, отточенность внутреннего и внешнего рисунка в каждой роли: озорного Клоуна, Бабы-Яги, Чертенка, Великана и Принцессы. Как отмечали критики, в этой постановке артистка показала верную характеристику всех пяти образов, умение держать быстрый темп и ловко осуществлять переходы. Кукла ведь не существо с застывшими формами, как может кому-то показаться. В спектакле она оживает. Причем, в руках кукловода она не просто поворачивается налево и направо, бежит или сидит. Кукла начинает чувствовать, проявлять характер, эмоции. Она живое действующее лицо спектакля. Если кукловод талантлив, то в реальность кукольного персонажа поверит не только ребенок, но и взрослый.

       «Однажды театр кукол был на гастролях в отдаленной деревеньке, — вспоминает Наталья Алексеевна. — В маленький клубик набился весь, от мала до велика, сельский люд. Начался спектакль «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Вдруг входит в зал дедок. Посмотрел на сцену и спрашивает громко: где вы таких маленьких людей набрали?» Это случай, конечно, курьезный».

Сегодня кукольные спектакли, поставленные в расчете на взрослую публику, действительно очень популярны. В Тамбовском театре кукол немало таких удач. В спектакле 2004 года «Амурные похождения Михайла Бальзаминова» Ряснянская играла роль Красавиной. Образ получился яркий, эмоциональный и неординарный. Затем у нее появились замечательные работы в постановках для взрослых «Ревизор. Экология жизни» по Гоголю и «Барин, Полина и Петух» Ольшанского. Актриса, как отмечали коллеги, вложила в эти роли всю суть своей души. А это очень важно, когда так высоко ценят твою работу артисты, с которыми ты находишься бок о бок на сцене.

       «Наталья — очень надежный партнер, — отмечает актриса Наталья Павленко. — Она разносторонняя, разноплановая актриса. Мы с ней играли и школьниц, и малышей, и различных сказочных персонажей. Всего не перечислить. Ведь у нас возраста нет. Нам сказали играть поросят — играем. Хотя нам за пятьдесят. Когда выходим на сцену, забываем, что спина болит, ноги не гнутся, годы не те. Мы выходим и играем. Вот такое колдовство кукольного театра. Мы же от детей подпитываемся энергией. Они смеются, хохочут, и нам хорошо. Главное, чтобы режиссер не забывал давать интересные роли».

       Кукловоды — люди разные, но для всех в театре существуют неписаные законы, которые свято передаются из поколения в поколение. Кукла — это рабочий инструмент кукловода. Как и в любой профессии, к инструменту мастер должен относиться с особым уважением. Есть и элементарные правила: не жевать на сцене, не заходить на нее в обуви, в которой ходил по улице.

       Сегодня в Тамбовском театре кукол много молодых актеров. Для них очень ценны советы такого мастера, как Наталья Ряснянская. Да и она никогда не откажет в помощи коллеге. Для нее при выходе из театра его жизнь не остается за стенами. Наталья Алексеевна еще долго анализирует дома: как сегодня была сыграна роль, все ли удалось.

        «Я частенько остаюсь недовольна собой, — признается актриса. — Нередко чувствую осадок, кажется, что-то не доделала. Хотя немало спектаклей, которые играю десятки лет, и всегда получаю удовольствие, настолько они отточены. И все же каждый раз спектакль не похож на предыдущий — другая атмосфера, другой зритель. И есть возможность импровизации, внесения чего-то нового».

Фото автора

Матюшина Маргарита

       В жизни Тамбовского драматического театра начался интересный период. У актеров труппы появилась реальная возможность попробовать свои силы в режиссуре. Так спектакль «Мамки» стал долгожданным пополнением репертуарного списка Камерной сцены.

       Актер Константин Карчевский уже попробовал себя в качестве режиссера, поставив два удачных детских спектакля — «Емелю» и «Сказку о царе Салтане». Новая работа — для взрослого зрителя. Константин взял известную одноименную пьесу драматурга Аси Котляр, написанную в 2015 году по горячим следам известных событий на Украине. Но это отнюдь не конъюнктурная тема, схваченная автором, как горячий пирожок.

       Под псевдонимом Аси Котляр вот уже свыше десяти лет создает свои пьесы, прозу и стихи учительница математики из Клайпеды Майя Тараховская. Но все дело в том, как драматург пишет о себе: «Родилась на Украине в маленьком городке Изяслав Хмельницкой области в обычной еврейской семье, где все занимались конкретными делами и осваивали или достигали высот в обычных или не совсем профессиях». Впоследствии она перебралась и осела в литовском городе, где смогла заниматься любимыми делами: преподавать математику, играть как актриса на любительской сцене, а с 2007 года еще и писать произведения о судьбах женщин и детей. Ее сочинения имеют разные жанры, но затрагивают острые и общечеловеческие темы. И ныне весьма популярны. Пьесы, а их у Аси Котляр уже тридцать, поставлены в 300 театрах мира. Сегодня к ним присоединился и Тамбовский драматический.

       Так что украинские события драматургу вовсе не чужды. Жанр пьесы «Мамки» Ася Котляр определила как трагикомедию. И посвятила ее всем мамам, написав: «Действие происходит в Украине. Идет самая настоящая война, и все смешалось в этой круговерти: боль, страх, любовь, привязанности. Три женщины, три подруги сидят в погребе во время бомбежки. Одна из них украинка, другая русская и третья еврейка. Скорее всего, так бы и остались они врагами, если бы не любовь друг к другу, к детям, которых растили вместе, к Родине. Украина — моя Родина и все, что сейчас происходит там, — страшно. Но выход, на мой взгляд, есть: просто нужно вовремя вспомнить, что все мы — люди».

       А вспомнить трем главным героиням спектакля, что они не просто люди, а еще и закадычные подруги, выросшие на одной улице и взрастившие вместе своих сыновей, в описанной драматургом ситуации иногда оказывается, ох как не просто. Ведь у еврейки Сони (Ирина Горбацкая) сын Алекс с пятнадцати лет живет в Израиле — уехал по программе «Наале», так как после смерти мужа она одна его не могла поднять. Сашко украинки Оксаны (Елена Кондрашкина) служит в АТО, а Наташин (Евгения Карчевская) русский Саша встал по другую сторону баррикад. И доказать друг другу: на чьей стороне сегодня правда, нет никакой возможности. Оттого и кипят страсти в погребе под грохот канонады.

       Небольшое глухое пространство Камерной сцены, где в одном из углов черной комнаты разворачивается действие спектакля, а на двух других третях амфитеатром размещена публика, само напоминает подвал. Так что зрители как бы оказываются с героинями в одной связке. Эффект достоверности добавляют и звуки взрывов, раздающиеся со всех сторон. Поэтому все время в ожидании тишины находятся без исключения все присутствующие.

       Успех нового спектакля в том, что он совсем не о политике, а о признании в любви к матерям, отдающим себя своим детям. А еще в очень удачном выборе актрис на главные роли. Каждая из них создает неповторимый яркий образ, но в то же время «никто не тянет одеяло на себя». Замечательная сыгранность, ансамблевость позволяют артисткам, в конце концов, довести зрителей до катарсиса.

       В спектакле, как и положено в трагикомедии, сцены, полные юмора, соседствуют с драматическим напряжением. Ибо женщины, хотя они и разных национальностей, все-таки по- настоящему любят и дорожат друг другом. Но гражданская война, что развела сыновей-друзей по разные стороны и загнала спасающихся от жуткой бомбардировки их матерей в погреб, постоянно сталкивает женщин. А поэтому между ними то и дело вспыхивают диалоги-выяснения: на чьей же из воюющих сторон, правда?

       Все три актрисы естественны и достоверны во время этих сцен. Как и в признаниях в любви к своим сыновьям. Потому что растили они их для мира, для счастья, а вовсе не для этой бессмысленной бойни. И каждый из зрителей спектакля «Мамки» должен для себя решить сам: что же в этой жизни превыше всего?

Фото Александра УСТИНОВА

Матюшина Маргарита

       На Камерной сцене Тамбовского государственного академического драматического театра состоялась презентация книги Ольги Сирото «Родом из детства». Для театральной общественности это были сразу два премьерных события.

В то время директор «Тамбовтеатра» Петр Куликов давно мечтал о такой площадке, как Камерная сцена. Не сразу, но мечта воплотилась в реальность. И первым событием, начинающим летопись Камерной сцены, стала презентация нового издания. Да не простого, а теснейшим образом связанного с театром.

       Рождение книги и рождение театральной площадки — это трепетные моменты. Трепетны, а от того и ценны, и детские воспоминания каждого человека. В название своей книги Ольга Сирото вынесла часть известного высказывания французского летчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Все мы родом из детства». Оно как нельзя лучше подходит необычному формату этого сборника, который составили воспоминания мастеров сцены Тамбовского драматического театра. А необычность его в том, что Ольга записала воспоминания о детских годах ныне признанных артистов.

       Книга «Родом из детства» — это 24 интереснейших монолога, которые автор озаглавил: «Коля Рубцов», «Юра Томилин», «Валя Попова», «Миша Березин» и так далее. Театралам эти фамилии скажут о многом.

«Я надеюсь, что, путешествуя по воспоминаниям героев книги, — пишет, обращаясь к читателям в послесловии, Ольга Сирото, — вы, быть может, освежили и свою память, провели, так сказать, «реконструкцию» собственного прошлого. Что ж, иногда это очень полезно — вспомнить, что все наши мечты и чаяния, все первые «ласточки» чувств, первые шаги к истинному призванию родом из детства».

       На презентацию книги пришла мама Ольги, которой дочь публично смогла сказать самые теплые слова признания. Коллеги — и герои нынешней книги, и, возможно, будущей, — высказали свои мнения о литературной работе Ольги и о ней самой. Ведь талантливая актриса оказалась и талантливым литератором. Своими положительными эмоциями по поводу этого рода деятельности Ольги Сирото поделились с публикой хранитель Музея истории театра Эльвира Степанова и руководитель Дома творческих работников Ирина Блохина, помогавшие автору в редактировании книги. 

       Председатель правления Тамбовского отделения СТД Сергей Левандовский рассказал, что именно Союзу театральных деятелей Российской Федерации удалось профинансировать издание: «Мне приятно, что публикация книги осуществлена при поддержке Союза в рамках комплексной творческой программы Министерства культуры РФ «Театральная панорама новой России». Это очень большая программа. Ведь в России 600 театров. Ольге пришлось выдержать серьезный конкурсный отбор среди претендентов на стипендию по реализации творческих проектов. И она с успехом его прошла. Мы рады, что ее книга появилась на свет. Я не встречал подобного издания в театральных библиотеках».

       Ирина Блохина, делясь своими впечатлениями от знакомства с трудом Ольги Сирото, назвала его коллективным портретом Тамбовского драматического театра. «У меня было ощущение, — сказала она, — будто я иду по коридору, а справа и слева двери гримерок. Я их открываю, а за каждой дверью своя история, свое взросление, своя тяга к театру. Эти воспоминания очень разные. Но есть единая связующая нить — судьба, которая привела на сцену героев книги, даже тех, кто и не помышлял поначалу об актерстве. Книга Ольги — это подарок театру, потому что это часть его истории. Подарок театралам, потому что все, кто любит театр, получит удовольствие, увидев здесь знакомые имена, услышав в повествовании знакомые интонации. Книга поможет им побольше узнать о судьбе любимых актеров».

       Предваряя вопросы: о чем же ее труд, Ольга Сирото написала предисловие к книге. «Прежде всего, она о призвании, — считает автор-составитель. — И о мечте! Мечте, зародившейся очень давно, когда герои нашей книги были еще детьми. Это были необычные дети. Ведь каждому из них была уготована особая судьба, которая однажды привела их на сцену, в театр… Перелистывая страницы детских воспоминаний вместе с любимыми артистами, вы не только узнаете их с другой, «закулисной» стороны, но и наверняка что-то покажется вам знакомым, вы невольно улыбнетесь и вспомните свое детство… Но у каждого из нас сложилась своя судьба и своя история».

Фото Александра УСТИНОВА

Автор Матюшина Маргарита

Страница 2 из 2

Работает на WordPress & Автор темы: Anders Norén