В начале третьего тысячелетия в московском МХАТе и петербургском БДТ практически одновременно состоялись премьеры двух «Антигон» по пьесе французского драматурга Ж. Ануя в постановке известнейшего режиссера Темура Чхеидзе. Спектакли были добротные, высокопрофессиональные. Но… не взволновавшие театральную общественность. Режиссер поднимал в своих постановках проблему выбора, вопросы добра и зла, смелости и трусости. Но публика, пребывавшая в ту пору в состоянии сильнейшей духовной апатии, физической и умственной усталости после стрессов 90-х, всячески старалась отстраниться от вечных и мучительных вопросов. И театральная критика, сравнивая огромный успех ануевской пьесы в годы ее написания – годы Второй мировой, когда даже протест одиночки был актуален и героичен, и во времена поздней оттепели на другом конце Европы, когда 1968 год резко всколыхнул ее, и на этой волне произведение триумфально ворвалось на отечественную сцену, — сделала выводы, что, скорее всего, в начале XXI века сценическая история «Антигоны» и закончилась.

Но, прошло чуть более десяти лет, и к «Антигоне» Ж. Ануя вновь и вновь стали обращаться режиссеры. Причем, не только столичных театров. Пьесу активно задействовала в своих репертуарах и провинциальная драма. В 2013 году на сцене Тамбовского государственного драматического театра состоялась премьера спектакля в постановке главного режиссера Николая Елесина «ANTIGONA. NEXT EDITION». Новая трактовка названия ануевской пьесы — дань жанру спектакля. Ибо Елесин поставил не просто трагедию, а трагедию в стиле рок. Главреж тамбовской драмы известен своей музыкальностью. Ни одна его постановка не обходится без сильного музыкального ряда, который всегда становится полноправным действующим лицом происходящих на подмостках событий.

В «ANTIGONЕ» использована авторская музыка, созданная известным тамбовским композитором Андреем Прониным. Она очень мелодична. Иные музыкальные мотивы весьма красивы и изысканы. На мой взгляд, они действительно хороши для лирических зонгов спектакля, и великолепно исполняются Валерией Кирсановой (Антигона). Но порой красивость излишня, и в этом слабость музыкального ряда, тяготеющего больше к эстраде. В некоторых сценах не хватает в музыке жесткости, хлесткости истинного рока, который был бы тут более уместен. Но здесь постановщика спасают хореографические сцены (балетмейстер Наталия Беляева), в которых участвуют все действующие лица. Правда, следует отметить хороший актерский ансамбль во всем спектакле, а не только в танцевальных вставках, энергетика которых, кстати, неплохо поддерживает оригинальный ритмический рисунок всей постановки. Ведь режиссура Елесина как раз и выстроена в стиле рока. Она захватывает практически с первых сцен трагедии и удерживает внимание зрителя до финала. Кстати, это мнение не только театралов, но и молодежи, которая активно обсуждает спектакль в Интернете и советует посмотреть тем, кто его еще не видел.

Стилистике рока подчинена и сценография (художник Наталья Елесина) спектакля, с доминирующими железными вратами (действие происходит в каком-то военном бункере) и двухэтажной конструкцией, служащей то обозначением комнат, то трибуной для героев. Военизированное обмундирование Креона и стражников переносит происходящее в некую тоталитарную действительность, придавая современное звучание всему происходящему. Но даже не это визуальное приближение к нынешним дням античной «Антигоны», а ее, как оказалось, «вечная» тема выбора. Быть или не быть бессловесным, бездумным винтиком государственной машины. Тема вновь, как некогда, ставшая актуальной.

       Во всей елесинской «ANTIGONЕ. NEXT EDITION» четко прослеживается позиция режиссера, который убежден, что каждый человек должен иметь свой внутренний мир и уметь свои взгляды защищать до конца. Думающему зрителю, несомненно, импонирует и то, что постановщику, даже решающему трагедию в стиле рок, это совершенно не мешает придерживаться традиций русского театра, для которого важен человек, имеющий собственную жизненную позицию и совершающий личностный поступок.

Несмотря на то, что Хор (в беспристрастном, лаконичном, и очень точном исполнении Олега Шмарова, одетого, как завсегдатай байкеровских тусовок), с первого же появления на сцене погружает зрителя в трагическую предопределенность для главной героини — Антигоны, которая должна умереть, — это лишь первая зацепка. Это лишь хвостик клубка последующих взаимоотношений, который только-только начинает разматываться. Взаимоотношений персонажей спектакля с главной героиней, решившей, вопреки запрету правителя Фив, похоронить своего родного брата Полиника, брошенного в назидание подчиненным царем Креоном в пустыне без погребения.

       Кормилица (Елена Федорова) — сердобольная, суетливая, переживающая за воспитанницу — это первые оковы, которые порывает маленькая хрупкая Антигона на пути к своему поступку. Красавица Исмена (пылко сыгранная Анной Тимошиной-Кравченко), горячо любящая сестру, не сможет убедить Антигону не противиться приказу. И даже любимый жених Гемон (Лев Казанский) не станет сдерживающим фактором для маленькой бунтарки, уже определившей свою судьбу. Кирсанова играет Антигону максималисткой, этакой ершистой пацанкой из вечной проблемы «отцов и детей», в которой гордость перемешана с подростковым упрямством, чувство справедливости с убежденностью в собственной правоте.

Но основная канва спектакля завязана на противодействии личности Антигоны и государственной машины в лице правителя Фив Креона (Александр Архипенков, артист интереснейший, но, к сожалению, не полностью раскрытый нашим театром). Креон Архипенкова — личность неординарная. Он очень привязан к племяннице. Ведь еще недавно он дарил ей куклу, а теперь выдает замуж за своего сына. Сцены убеждения Антигоны Креоном, старающемся донести до нее свою правду жизни, пожалуй, самые сильные в спектакле. Схлестнулись два мира, две правды. Режиссер подчеркивает, что Креон не тупой тиран, а вполне мудрый правитель, который всеми силами хочет удержать порядок в стране. Ибо любые изменения — это новые кровавые бойни, новые жертвы, новые муки. Архипенков настолько убедителен в своем монологе, что начинаешь понимать его боль и страдание из-за сложившейся ситуации, и это отчаяние, когда он произносит: «Я не могу приговорить ее к жизни». Он действительно бессилен перед чем-то высшим. Ведь из-под контроля выйдет и погибнет не только Антигона, не только Гемон, но и бессловесная жена Эвридика. Елена Ильина сыграла роль без слов на таком нерве, что ее энергетический посыл-вызов, когда она бросила в финале любимое вязание, и красные клубки, как капли крови растеклись по сцене, отозвался в сердце каждого зрителя без исключения.

       Да, приговорить к жизни маленькую упрямую Антигону не может уже никто. Ее не остановит ни любовь Гемона, ни жуткая правда о братьях, поведанная Креоном. Она все равно не даст растерзать тело диким животным, потому что ее долг в том, что оно должно быть погребено. И в этом выбор Антигоны, ее вызов государственной машине, выстроенной Креоном, где она должна была быть красивым винтиком, но никогда не станет им. Бунтарка предпочтет погибнуть с чувством выполненного долга, но не жить по законам обмана, смирения и приспособленчества. Антигона — сама вызов. Недаром она, когда начнет диктовать письмо для Гемона Стражнику (Игорь Беляев рисует свой персонаж жестко и весьма натуралистическими красками), произнесет такие слова: «Без маленькой Антигоны вам всем было бы куда спокойнее». Но получается, что эти слова она обращает и к нам, сидящим в зале зрителям. И оттого становится как-то немного не по себе. Ведь не будь таких будоражащих человеческую совесть Антигон, наверное, не были бы мы людьми.

Матюшина Маргарита