В свой юбилейный день рождения заслуженный артист РСФСР Михаил Березин вышел на сцену Тамбовского драматического театра в спектакле по пьесе Александра Островского «Без вины виноватые». И это не случайно. Так сложилось, что в нынешнем сезоне в репертуаре ТДТ вновь появилась постановка этого произведения великого драматурга. А в творческой биографии виновника торжества с пьесой «Без вины виноватые» связано знаменательное событие. Именно в ней Михаил Березин впервые вышел на тамбовскую сцену, блистательно сыграв главную роль — молодого артиста Григория Незнамова.

Сегодня убелённый сединами Михаил Павлович, конечно же, сыграл иного персонажа. Но даже не в центральной роли Березин ярок и незабываем.

Малых ролей не бывает

В актёрском багаже Михаила Березина десятки великолепных работ. Взять хотя бы последние десять лет. В афише театра были три спектакля, роли Березина в которых стали воистину театральными шедеврами. И данное определение не будет преувеличением. А ведь во всех этих постановках Михаил Павлович сыграл персонажей второго плана. Но они показаны им настолько виртуозно, выразительно, глубоко и достоверно, что запоминаются слёта и навсегда.

Зрители, увидевшие его такие разные, но невероятно яркие роли — нелепого, но в тоже время и очень трогательного Жевакина из «Женитьбы», Сорина с его драмой несостоявшейся жизни из чеховской «Чайки», барственно высокомерного князя Пантиашвили из «Ханумы», — никогда не забудут артиста, даже если были в театре впервые. Но это для молодых, начинающих театралов, для тех же, кто любит театр давно, Михаил Березин — один из любимейших артистов тамбовской драмы. Спектакли с его участием они не пропускали никогда. Такая публика, как говорится, специально ходила «на Березина».

Для этой категории театралов всегда было приятно побывать не только на спектаклях с участием Михаила Павловича, но и на творческих вечерах в его честь. На таких встречах можно было пообщаться с самим артистом, задать ему вопросы о пройденном жизненном пути, услышать мнение о нём коллег и друзей, увидеть отрывки из кинофильмов, в которых снимался Березин, а также услышать рассказы из его неоконченной повести «Негодники».

Совсем не негодник

«Слово «негодники» — это не синоним слову «плохие», это те люди, которые не пригодились в жизни. К ним я причисляю и себя», — объясняет автор.

И тут я с Михаилом Павловичем (думаю, что ко мне присоединяться и многие тамбовчане), совершенно не согласна. Как это он не пригодился? Без актёра Березина труппу Тамбовского драматического театра вот уже на протяжении более сорока лет невозможно представить. И из его режиссёрской летописи березинские странички не вырвешь. Педагогом Державинского университета Михаил Павлович проработал недолго, но успел-таки воспитать ярких молодых актёров. Это, к примеру, любимец многих театралов Вячеслав Шолохов. Он, кстати, как и учитель, очень любит готовить разнообразные чтецкие программы. И в этом деле преуспел настолько, что несколько раз становился лауреатом международных конкурсов чтецов.

Михаил Березин — мастер сценической речи. Он отменно читает и классику, и свои рассказы. Помню, как много доброжелательных откликов несколько лет назад получило выступление Михаила Павловича в телевизионном проекте «Театральная среда», где он познакомил публику с пятью своими рассказами из повести «Негодники». Именно тогда актёр Березин впервые продемонстрировал недюжинные литературные способности. В своих произведениях Михаил Павлович описал военное и послевоенное детство и людей, так или иначе повлиявших на формирование его характера.

«Сейчас ведь никто не вспоминает о простых людях, не пригодившихся в этом дурном мире, как оказалось, никому, даже самим себе, — написал в программке к своему моноспектаклю Михаил Березин. — А интересный ведь народец. Азартный, смешной и не очень…»

К сожалению, повесть «Негодники» и до сего дня остаётся неоконченной, за что очень хотелось попрекнуть автора. Непростительно, что такие волнующие строки о блокадном Ленинграде, о первых чувствах и пронзительном восприятии послевоенного мира «лежать в столе».

Тамбов-Сахалин-Тамбов

Родился Михаил Березин в очень трагическое и непростое время — в самый разгар Великой Отечественной войны, — 12 ноября 1941 года на станции Боровенка Новгородской области. Семью Березиных вскоре эвакуировали в Чебоксары. Отец Михаила — железнодорожник, был начальником поезда, мама до войны работала зоотехником. Когда блокаду сняли, семья вернулась в Ленинград. Здесь шести с половиной лет Миша пошёл в школу, после которой некоторое время работал, осваивая рабочие профессии, а еще три раза пытался поступить в театральное. А потом была армия, служба в ракетных войсках. Возвращался Михаил с твёрдым решением поступать в театральный институт. Но опоздал. Отборочные туры прошли. И тогда он подал заявление на театральное отделение Ленинградского института культуры.

«Я благодарен судьбе, что так получилось, — говорит Михаил Павлович. — В театральном институте с моим характером мне бы было тяжело учиться, там же элита, а в нашем институте учились ребята из народа».

По завершению учёбы Березин получил диплом по специальности «Режиссёр народных самодеятельных театров». Но не режиссура, а актёрство влекло молодого человека. Березин получает приглашение Псковского драматического театра. И хотя ролей на его сцене было сыграно более 20, через три года Михаилу захотелось сменить обстановку. И он отправился на актёрскую биржу в Москву, где познакомился с режиссёром Тамбовского драматического театра Виктором Регурецким, который и уговорил молодого актёра попробовать свои силы в тамбовском театре.

В 1970 году первая же работа Березина — роль Незнамова в спектакле «Без вины виноватые» показала его недюжинные способности. Дуэт Михаила Березина и талантливой актрисы Марии Корниловой стал ярким событием в театральной жизни города. Следующая работа также имела успех. Ослепший на войне солдат Тимоша в исполнении Михаила был совестью героев спектакля «Золотая карета» в постановке Анатолия Иванова. В 1972-м Михаил Березин уехал работать в театр на Сахалине. Шесть лет в Южно-Сахалинском драмтеатре Михаил Павлович считает самой счастливой порой своей жизни.

Хранитель истории Тамбовского драматического театра Эльвира Степанова вспоминает: «Мы познакомились в конце 60-х годов, когда Михаил пришёл в Тамбовский театр. Невероятный красавец, он производил неотразимое впечатление. А его жена Нина Березина тоже была красавицей. Он с пшеничными волосами, а она тёмная, с индийскими глазами. В Тамбове у Березина было очень яркое начало. На Сахалин Березины отправились первыми, за ними режиссёр Иванов. А он уже пригласил и нас с Виктором Степановым. В Сахалинском театре у всех были интересные роли. Михаил Березин всегда необыкновенно органичен на сцене. Был такой спектакль — «Протокол одного заседания». Его играли на предприятиях в обеденный перерыв. Однажды задержавшийся рабочий подошёл к дверям красного уголка. Он не знал, что идёт спектакль. Ему показалось, что это партсобрание. Как раз выступал Березин. Рабочий распахнул дверь и обратился к Михаилу: «Ну, что ты здесь распинаешься! Пойдём, выпьем». Представляете, за своего принял».

Как рассказала Эльвира Павловна, Березин был любимым партнёром Виктора Степанова. Они и на сахалинской и тамбовской сценах не раз играли вместе, и в фильмах оба снимались. Особенно им запомнилась совместная работа в шестисерийной картине «Война на западном направлении» по роману Стаднюка. На сцене же между Березиным и Степановым была настолько плотная духовная связь, что это обязательно ощущалось в зале. Зрители «не дышали», когда они держали паузу в спектакле «Остановите Малахова». Степанов стоял на авансцене, а Березин у задника. А тишина между ними будто бы звенела. Если Виктор и Михаил находились вместе на сцене, то жди море импровизаций и даже лёгкое хулиганство. Им вместе было интересно: как угадать, что в следующее мгновенье скажет или сделает партнёр? Степанов называл Березина Мастером. Считал его своим учителем и относился к нему с большим почтением.

В 1978 году Березин вернулся в Тамбов. И с той поры он уже больше не покидал тамбовские подмостки. За эти годы им сыграно великое множество ролей.

Многоликий лицедей

«Березин блистал в постановках Анатолия Иванова, Леонида Шалова и других режиссёров. В спектаклях «Мы, нижеподписавшиеся», «Рядовые», «Сцены из жизни захолустья», «Саркофаг», «Театр, или Шум за сценой», «Лес» и так далее. Актёра отличала полная самоотдача на сцене, яркая индивидуальность каждого воплощённого образа», — писал театровед Александр Смирнов.

Очень часто критики игру Березина награждали эпитетами: великолепная, восхитительная, впечатляющая. Все артисты, работавшие на сцене с Михаилом Павловичем, в один голос говорят о нём как о прекрасном партнёре. Хотя и на сцене, и в жизни Березин прямолинеен в высказываниях, остёр на язык и не прочь пошутить.

«Если уж он работает, то отдаёт себя целиком своему делу, если живёт, то по полной программе. Середины нет. И в этом его целостная мощность», — говорил актёр Валерий Голобородов, с которым Березин дружил до его кончины.

Заслуженный артист РСФСР Михаил Березин — человек мощного таланта, яркой индивидуальности и сильного темперамента. Он — мастер тонкого психологического рисунка в драматической роли и неподдельного юмора в комической. Он многолик на сцене как истинный лицедей. Никогда Березин не играет вполсилы. Театральному действу он отдаётся всей душой. Актёр дарит зрителям встречу с настоящим театральным искусством, позволяет окунуться в ту, непередаваемую словами, ауру сценического действа, когда забываешь о дне текущем, а погружаешься, либо в мир страстей, либо философских раздумий. Михаилу Павловичу подвластны любые жанры. В каждом спектакле будет найдена глубина образа, тонкий психологизм, искрящийся юмор, верная пластика, ритм, рисунок. За пять десятилетий служения театру Березиным сыграно множество ролей. Но актёр их не считает. Он просто выходит на сцену и играет, вкладывая в каждую роль свою душу.

Ярко проявил Березин себя и как режиссёр. Михаил Павлович поставил 12 спектаклей: «Сокровища Бразилии», «Два клёна», «Чиполлино» и так далее. Например, «Русская сказка» в его постановке показывалась 450 раз.

Березин старается найти и иные формы актёрского самовыражения. Большое впечатление несколько лет назад на публику произвёл его моноспектакль «Моцарт и Сальери» по Пушкину, сыгранный им вместе с Тамбовским симфоническим оркестром. Михаила Павловича тамбовские документалисты приглашали сниматься и в художественно-документальных фильмах. Так в картине «Тамбовская рапсодия Державина» Березин читает текст от автора. А в киноленте из серии «Священные истории» актёр сыграл самого святителя, архиепископа Луку. Образ великого хирурга и святого оказался настолько достоверным, что фильм был удостоен Гран-при на кинофестивале в Екатеринбурге.