Актёр Михаил Березин: 

       Родился Михаил Павлович в 1941 году близ Ленинграда. Во время блокады семью Березиных эвакуировали в Чувашию. Отец Михаила — железнодорожник, был начальником поезда, мама до войны работала зоотехником. Когда блокаду сняли, семья вернулась в Ленинград. Здесь Березин окончил школу, отслужил в армии, затем окончил режиссёрский факультет Ленинградского института культуры. Служил в театрах Пскова и Сахалина, более 40 лет работает в Тамбовском драмтеатре. 

       На тамбовской сцене сыграл более ста ролей и несколько ролей в кино, сам ставил спектакли. Например, «Русская сказка» в его постановке шла 450 раз. Пишет рассказы, рисует. На сцене и в жизни актёр остёр на язык и известен своим непростым ярким характером. Удостоен звания «заслуженного» и именной «звезды» на «Тамбовской аллее звёзд».

— Михаил Павлович, что сегодня вспоминается о после блокадном Ленинграде?

— Отец в 1944 году купил комнату в коммуналке на улице Советской, девять метров жилплощади на пять человек. Там в нашем большом доме проживали после блокады только двое взрослых мужчин. Остальные — дети и одинокие женщины. Рядом по улице жилой дом был полностью бомбёжками разрушен. От здания напротив тоже одни руины остались. Да… Тяжело народ от блокадного кошмара отходил. Много было вдов, голодных, инвалидов. Они по вагонам ходили, на хлеб просили, у пивных песни жалостливые пели:

…Я был батальённай разведчик, 

А ён писаришка штабной. 

Я был за Расею ответчик, 

А ён спал с маею жаной… 

— Я ненавижу фильмы, где наши солдаты после войны чисто выбриты с сытыми мордами и в новенькое обмундирование одеты. Это полное неуважение к исторической правде. Не было такого! Большинство носило залатанные, добела застиранные гимнастёрки… Моя семья, правда, не голодала, а были такие, кто просто с хлеба на воду перебивались. Я это в рассказах своих сегодня описываю. Ненавижу войну и всё, что с ней связано — это очень больная для меня тема. Может, поэтому я так дорожу своими «военными» ролями в театре и кино. Прожив огромную часть жизни в Тамбове, я до сих пор считаю себя ленинградцем, и никогда не выброшу со стола даже крошку хлеба. Так меня в детстве воспитали. 

— В чём смысл жизни? 

— Сложный вопрос. Если не очень заумно отвечать, то, наверное, в том, чтобы прожить её достойно и честно. Никому не нагадив. Не скурвившись. Чтобы люди потом добрым словом вспоминали. И, главное, не лгать, конечно. Я, например, когда вступал в КПСС, в анкете написал: «Хочу быть в первых рядах строителей коммунизма». Искренне написал. А когда развал в стране пошёл, я сам в 1986 году партбилет на стол положил. Потому, что верить власти перестал. И считаю, что честно поступил. Нельзя себе и окружающим врать ради карьеры, званий, денег. 

— Что для вас значит сцена? 

— Это вся моя жизнь. О профессии актёра мечтал с раннего детства. Не приемлю только «актёрство» в обычной жизни. Роли и маски можно менять на сцене, а в жизни нужно всегда оставаться собой. Вот, говорят, что характер у меня «не сахар». Возможно. Я живой человек и бываю в разном настроении, но менять свою личную сущность в зависимости от обстоятельств? Это не по мне. Я Березин. Такой как есть. Меня таким мама родила. Со всеми достоинствами и недостатками. 

— И много этих недостатков? 

— У кого их нет? Как там, в известном фильме: «А кто не пьёт?!» Я, кстати, давно завязал и научился в жизни находить другие радости. 

— Театр, литературный труд, живопись… А чем ещё увлекаетесь?

— Ну, театр это не увлечение. Это Служение сцене! А мои рассказы — это возможность поделиться с окружающими своими воспоминаниями, мыслями, переживаниями. Живопись… Я ведь не совсем художник. Я, в основном, копирую картины своих любимых мастеров. Например, Матисса очень уважаю. Но, вот всяких «малевичей»… Как-то в музее перед «чёрным квадратом» целый час простоял и… Ничего так и не понял, плюнул и ушёл. А на разное хобби времени особо никогда у меня и не хватало. Люблю иногда на рыбалку выбраться, по грибы. Только не на охоту. Убивать наших меньших братьев это для меня табу строжайшее! Как можно в живое существо стрелять? Я, даже снимаясь в фильме «Война на западном направлении», где по роли должен был в человека стрелять, это делать категорически отказался. 

— У вас в следующем году юбилей — 80 лет. Стареть страшно? Нет, не страшно. Противно. Я отношусь к категории людей, которые не шибко хотят прожить подольше. Если ещё есть здоровье, энергия и силы работать, тогда есть смысл на этом свете задержаться. А просто так небо коптить… К чему? И в бога я, кстати, не очень верю. Предполагаю, что после смерти может что-то быть, но совсем не уверен. Нужно на этой земле постараться успеть всё сделать. 

— И что вы ещё хотите успеть? 

— Ну, хочу, например, поставить в нашем молодёжном театре новый спектакль. Есть одна интересная задумка. Может быть нечто музыкальное такое. Сам-то я пою слишком громко и противно, но настоящую музыку очень люблю. Особенно Чайковского и Рахманинова. Хочу ещё написать несколько рассказов, нарисовать несколько картин. Обязательно успею! Какие мои годы?! 

Автор Альберт Зверев